Характер (греч. — примета, отличительное
свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких,
сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений
и поведения личности.
Когда
говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность
свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее
проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства
человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику
характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая
среда.
Характер
понимается и как:
- система устойчивых мотивов и
способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
- мера уравновешенности
внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей
его действительности;
- отчетливо выраженная
определенность типичного поведения каждого человека.
В системе
отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие
симптомокомплексы:
- отношение человека к другим
людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость,
уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты —
замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям,
индивидуализм);
- черты, показывающие отношение
человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству,
добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность,
настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной
работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу,
пассивность);
- черты, показывающие, как
человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства,
правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность,
скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в
наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм
как склонность рассматривать в центре событий
- себя и свои переживания, эгоизм
— склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
- черты, характеризующие
отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или
небрежное обращение с вещами).
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется
в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ
мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как
формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую
роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в
которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в
результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование
характера происходит в различных по уровню развития группах (семья,
дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является
для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты
характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как
интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития
создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт
характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности,
развивается и сам коллектив.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности
определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.
Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в
жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи,
которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является
взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом
обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них
формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится
в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому
характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное
упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно
значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства,
цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования
характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность
целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же.
Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек,
так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности
накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется
не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда
что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека
своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим
компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную
направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных
целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что
эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов
нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности
и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность
интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.
Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так,
среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и
навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными
для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека,
связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера:
например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д.
И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека
духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и
чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и
соответствие действий человека поставленным целям, так как личность
характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и
образа действий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий